THE TSUKANOV ART COLLECTION

 
 

“–» ѕќ¬≈–’Ќќ—“»

’”ƒќ∆Ќ» :Ѕ”Ћј“ќ¬ Ё–» 
√ќƒ:1965
–ј«ћ≈–:94х74
“≈’Ќ» ј:’олст, масло

O  ј–“»Ќ≈:

¬ 1963 году Ёрик Ѕулатов начал подписывать свои работы. Ёто был первый шаг на самосто€тельном творческом пути, последовавшим за периодом освоени€ опыта, полученного от –оберта ‘алька и ¬ладимира ‘аворского. ¬ картинах начала 1960-х годов, к которым относитс€ произведение "“ри поверхности", Ѕулатов исследовал поверхность предметов на картинной плоскости.  артина была дл€ него не просто совокупностью изобразительных средств, а «живым организмом», в диалоге с которым художник мог осознать окружающую его реальность. ¬ это врем€ Ѕулатов воспринимал мир как «бесконечное количество поверхностей». ’удожник открыл дл€ себ€, что любой предмет состоит из поверхностей, смен€ющих одна другую: «¬скрыва€ одну поверхность, мы всегда упираемс€ в другую; но что-то движет нами увидеть то, что находитс€ за каждой из них, как будто внутри скрываетс€ причина существовани€ этих поверхностей.» ƒаже небо дл€ Ѕулатова представл€лось как купол, свод, то есть поверхность чего-то.

¬ картине "“ри ѕоверхности" несколько форм наслаиваютс€ друг на друга и движутс€ на нас. ¬ геометрическом центре абстрактной композиции мы различаем две формы – белую и фиолетовую, размещенные на еще одной белой, неравномерно пр€моугольной форме. “ри угла пр€моугольника упираютс€ в кра€ холста, в то врем€ как фон цвета охры, на котором расположены эти три формы, обрамл€ет изображение со всех четырех сторон. ÷вета выполнены в технике киароскуро с целью создать видимость освещенных и затемненных участков, таким образом формиру€ иллюзию объема и трехмерного пространства. ѕоэтому мы воспринимаем всю композицию как натюрморт. Ќа самом деле, изображенные объекты представл€ют собой несколько листов бумаги, частично разорванных, скомканных и распределенных по плоскости. „тобы сконцентрироватьс€ более на изображении относительно плоских поверхностей, чем на глубоком, отдал€ющемс€ пространстве, художник выбирает вид сверху, вместо представлени€ изображенных предметов со стороны.

—оздаетс€ впечатление, что эти листы живут своей жизнью, что что-то ими движет изнутри. Ќо причина этого движени€ нам непон€тна и не видна, поскольку она находитс€ по ту сторону поверхности. ћы видим лишь соотношени€ поверхностей, которые возникают в результате этих невидимых процессов. ѕодобна€ метаморфоза, как на картине “ри поверхности, может произойти с любыми предметами, если мы будем пристально смотреть на них, выдел€€ из общей массы предметов. ‘иксиру€ наш взгл€д на одном из них, мы придаем ему особый, индивидуальный характер: все остальное приобретает второстепенное значение. “ак же мы концентрируем внимание на белой и фиолетовой формах, которые выдел€ютс€ на плоской поверхности цвета охры, отлича€сь от всего остального вокруг. —ам фон хоть и €вл€етс€ вибрирующей поверхностью, но скорее раствор€етс€ под набухающими поверхност€ми листов. Ёти листы бумаги – в первую очередь предметы, имеющие поверхность, котора€ отдел€ет их от окружающего бесконечного пространства. ¬ то же врем€, они имеют собственный объем, также содержащий фрагменты пространства.

”же в этой работе про€вл€ютс€ размышлени€ художника о пространстве, которое станет в дальнейшем одним из основных элементов его работ. Ќо в этой картине оно про€вл€етс€ в св€зи с необходимостью исследовани€ поверхности. ќказываетс€, поверхность нуждаетс€ в пространстве, чтобы не остатьс€ безжизненной плоскостью. ¬ картине происходит преобразование двухмерной плоскости в трехмерное изображение. »ллюзи€ пространства создает рельеф, движущийс€ на нас: изображение направлено не вглубь картинного пространства, а выворачиваетс€ на зрител€, стрем€сь отделитьс€ от плоскости.

—оотношение предмета с пространством, исследуемое художником в этой картине, обусловлено самим процессом возникновени€ предмета. ¬ период создани€ картины "“ри поверхности" Ёрик Ѕулатов пыталс€ изложить в статье «Ќачало» (1963-64) свои основные художественные задачи: «–ождение предмета в пространстве – событие, прот€нутое во времени. я стараюсь сделать обратный путь по времени, разобратьс€, как по€вл€етс€ предмет, добратьс€ до первичного импульса, который привел пространство в движение». Ётим импульсом дл€ художника €вл€етс€ светова€ энерги€, источник которой может быть как предметом изображени€ на картине, так и находитьс€ вне пол€ зрени€: но именно он €вл€етс€ основной причиной по€влени€ предмета на картинной плоскости. —ветова€ энерги€ сосредоточена в середине картины. ћожет показатьс€, что от предметов исходит внутренний свет: свет, уловленный художником в разнообразии м€гких оттенков светотени с целью оживить таким образом изображенные предметы.

 
јлла „ернецка€