THE TSUKANOV ART COLLECTION

 
 

» ќЌј - » –ј

’”ƒќ∆Ќ» : ќ—ќЋјѕќ¬ јЋ≈ —јЌƒ–
√ќƒ:2005
–ј«ћ≈–:142,1 х 119,3 (152,5 х 129,5 с рамой)
“≈’Ќ» ј:—труйна€ печать на холсте

ќ  ј–“»Ќ≈:

јндрей ≈рофеев
 
«»кона-икра» јлександра  осолапова.
»скусствоведческое эссе в жанре мемуаров.
 
 
“рудно совмещать профессию куратора и искусствоведа. —уета по сбору и выставочной обработке произведений, подготовке экспозиции, дизайна выставки, оформлению экспонатов не способствуют сосредоточению на текстах. я каждый вечер откладывал написание статьи, но, наконец, пришлось вз€тьс€ за ручку. ¬ывел первые слова: «советский поп-арт». ¬ нерешительности задумалс€ «советский или все-таки русский? ћы же не говорим про ’анса Ѕельмера – фашистский художник, хот€ он работал в нацистской √ермании». «начит, пусть будет русский.
«–усский поп-арт рубежа 1960-70- х годов, хот€ и возник под вли€нием журнальных статей о новейшем искусстве —Ўј, заметно отличалс€ от американских образцов. Ёто отличие было заложено в характере повседневных предметов и масс-культурных знаков, которыми оперировал русский художник. ¬ ———–, как известно, практически не было реклам. »х замен€ли пропагандистские лозунги и призывы, которыми была перенасыщена городска€ среда. —оветский человек, хотел он того или нет, сотни раз на дню сталкивалс€ с изображени€ми Ћенина. Ќе удивительно, что именно Ћенин у советских поп-артистов зан€л место « эмбел супа». »зобилие, которое сулил текст «коммунистического манифеста», скрыто присутствовало в жизни советской номенклатуры. ¬о всех прочих сферах российской жизни царил тотальный дефицит. Ћюди коротали жизнь со скудным набором архаических вещей. ѕоэтому российский художник поп-арта јлександр  осолапов, который был, наверное, самым рь€ным ревнителем этого стил€, создавал копии и макеты не каких-нибудь модных новинок, не ширпотреба из супермаркета, а «вечных», без изменений переход€щих из поколени€ в поколение базовых предметов – щеколд, дверных ручек, замков, м€сорубок.
¬ 1991 году советска€ власть кончилась. »деологическа€ агитаци€ сменилась коммерческой рекламой. ѕустые полки магазинов наполнились западными товарами. Ќо характер взаимоотношений власти и общества не претерпел заметных трансформаций. «ато он перестал лицемерно скрыватьс€. “еперь социальное неравенство превратилось в этическую и эстетическую норму. Ќеобузданна€ товарна€ роскошь стала знаком социальной элитарности. Ёта демонстративна€ иерархичность российского общества, закрепленна€ в особенност€х национального потреблени€ и характера товаров, €вл€етс€ сюжетом произведени€ јлександра  осолапова «»кона-икра».
ќтправной точкой концепции этой работы служат известные размышлени€ Ёнди ”орхола по поводу органичной демократичности американского типа потреблени€. ѕрезидент и нищий,- говорил ”орхол, - оба люб€т и пьют « ока-колу» из одинаковых бутылок и абсолютно идентичного качества. –авенство потреблени€, лишенное каких-либо форм эксклюзивности, €вл€етс€ залогом политической демократии. Ќа основе этих рассуждений ”орхол создал р€д картин с бесконечными р€дами знаменитых «приталенных» бутылок. Ѕолее того – эти мысли подвигли его обратитьс€ к технике шелкографии. ќна допускала бесконечное тиражирование произведени€ с минимальной вариабельностью, которые, в силу своего количества, имели весьма скромную цену и, в то же врем€ были столь репрезентативным дл€ своего времени, что немедленно оказывались в экспозици€х музеев.
—трою уорхоловских бутылок  осолапов мысленно противопоставил столь же знаковый и всемирно известный, как американска€ « ока-кола», российский национальный продукт – черную икру. Ёлитный продукт предполагает эксклюзивную упаковку. Ёто, кстати, по мнению маркетологов, €вл€етс€ особенностью российского рынка. ƒорогие вещи без соответствующей их статусу упаковки в –оссии покупаютс€ плохо.  осолапов подбирает дл€ черной икры самую редкую и индивидуальную упаковку – оклад и киот.
»звестно, что оба эти элемента церковной утвари не €вл€ютс€ частью св€того образа, а служат лишь его одеждой, укрывающей от копоти свечей, испарений и прочих воздействий внешней среды. “ермин «икона» не вводилс€  осолаповым специально. –абота по-началу вообще не имела названи€. ќно сложилось как-то самопроизвольно в выставочной практике как удобна€ форма описательного наименовани€.
—ходство с иконой в этом названии заменилось уподоблением. Ќо раз роковое слово «икона» было произнесено, прин€то автором и закреплено на этикетке, то на исходную поп-артистскую интерпретацию работы постепенно стали наслаиватьс€ пленочки новых трактовок, которые, естественно, бессмысленно теперь отвергать и которые заметно обогатили воспри€тие произведени€. “ак, было высказано мнение, что это - икона современного общества, то есть сакральный образ цивилизации потреблени€, вознос€щей предметы плотского удовольстви€ превыше всего. “акже, возникло толкование, €кобы здесь дан пародийный образ –усской ѕравославной ÷еркви, чье руководство погр€зло в китчевой роскоши, нажитой всем известными коммерческими манипул€ци€ми…». Ќа этой фразе € остановилс€ и решил ее вычеркнуть. ««ачем дразнить гусей?, - как говорили у нас в “реть€ковке.
Ќо, пожалуй, самое эзотерическое толкование, которое мне довелось услышать, представл€ло  осолапова создателем сектанской иконы культа биологической самки, порождающей €йцовую массу проматерии жизни.
ѕервый вариант работы представл€л собой цветной принт на гл€нцевой фотобумаге, который был изготовлен  осолаповым по моей просьбе дл€ выставки «Ќовые иконы». я задумал и провел эту международную выставку, где встретились свидетельства и образы всевозможных новых и традиционных культов, в рамках 3-ей Ѕиеннале современного искусства в „ерногории. ѕо выбору президента этой Ѕиеннале наследного принца Ќикола€ ѕетровича-Ќьегоша € был назначен главным куратором этого фестивал€, проходившего в бывшей столице „ерногории, городе ÷етинье летом 1997 года.
ѕринт  осолапова €вл€лс€ малой частью проекта под названием «»корный интерьер», эскиз которого художник датировал тогда 1996 годом. Ќа эскизе  осолапов нарисовал просторное помещение, в котором пол был орнаментирован р€дами сильно увеличенных изображений крышек от икорных банок с надписью CAVIAR, две боковые стены была заклеены обо€ми с россыпью черно-серых икринок, а на центральной, окрашенной в густой темно-красный цвет стене висели три одинаковые «иконы». ¬ дальнейшем  осолапову удалось реализовать всю инсталл€цию в ћиннеаполисе в музее ¬айсмана в 1998-99 гг.
ј черногорский принт после окончани€ выставки досталс€ мне дл€ коллекции современного искусства, котора€ формировалась в музее-заповеднике «÷арицыно». ¬ 2001 году вместе с большей частью этой коллекции он вошел в основное собрание √осударственной “реть€ковской галереи. ƒл€ управлени€ коллекцией был тогда же создан отдел «новейших течений», который € имел радость возглавл€ть. ¬ качестве долгосрочной программы действий мы задумали серию выставок, посв€щенных главным стилистическим тенденци€м отечественного искусства. Ќа 2005 год была запланирована выставка «–усский поп-арт» ћы ее развернули в самых просторных залах (є60-61) музейного здани€ на  рымском валу.
√отов€ выставку, €, конечно, вспомнил об инсталл€ции «»корный интерьер» и о самой «иконе-икре». Ѕыл изготовлен огромный пластиковый занавес с р€дами красных крышек CAVIAR, который мы повесили на главную, обращенную к входу 25-ти метровую стену. ј напротив на отдельной стенке разместили новый, специально изготовленный  осолаповым к выставке вариант «иконы». ќн был в три раза больше исходного варианта. «»кона» была напечатана на холсте, пройдена лессировками и покрыта матовым лаком. ¬ отличие от простого знакового черногорского принта этот картинный вариант работы производил огромное впечатление на посетителей и сразу был отмечен прессой как шедевр и «гвоздь» выставки. Ќе удивительно, что именно изображением «иконы» были проиллюстрированы в широкой прессе почти все рецензии на выставку.
¬ыставка в главном зале √“√ – меропри€тие особой важности.  онцепци€ и список экспонатов проход€т неоднократный строгий осмотр и отбор. ¬ ходе подготовки несколько работ были вычеркнуты из списка. Ќа монтаже и буквально в последние часы перед вернисажем заместитель директора по науке »рина Ћебедева и главный хранитель “ать€на √ородкова несколько раз обошли готовую экспозицию и изъ€ли из нее несколько на их взгл€д спорных или могущих вызвать нарекани€ публики работ. ”казывали пальцем и повтор€ли их любимое выражение: «Ётого не будет. » не надейтесь!». “ак, мы вернули в запасник несколько произведений —окова,  абакова, –огинского, Ќилина. Ќо эти еще скромные про€влени€ самоцензуры совершенно не коснулись «»кона-икры». ќколо картины € закрепил обсто€тельный комментарий, который Ћебедева самолично отредактировала. ¬ошел директор –одионов. ѕо министерской привычке больше обращал внимани€ на пол, чем на экспонаты.
- ѕочему п€тна, гр€зь, что за бумажка в углу!? ј это что такое?
- наш ответ ”орхолу, у него тем гамбургеры, у нас икра. «дорово, правда?
- „Єрти што придумают. Ћадно, пошли, открываем.
 
—пуст€ неделю после вернисажа секретариат директора переслал мне ксерокс коллективного письма. ќно было адресовано –одионову и подписано п€тидес€тью подпис€ми прихожан церкви Ќиколы «а€ицкого что на ћоскворецкой набережной. ¬ письме говорилось, что экспонат «»кона-икра» €вл€етс€ кощунственным надругательством над православной церковью, верой и св€тын€ми. ≈сли он не будет немедленно сн€т с экспозиции, верующие предпримут действи€ насильственного характера. ѕоскольку около каждой подписи был указан контактный телефон, € обзвонил всех подписантов. ѕенсионеры, больные, дворники, гастарбайтеры. Ќикто в √“√ на выставке, конечно, не был. Ќа вопрос как узнали об «»коне-икре» единогласно сообщили: «Ѕатюшка рассказал. ¬ыставили, мол, в “реть€ковке насто€щую икону Ѕогородицы и всю измазали икрой».
Ќасто€тель храма отец ƒмитрий —мирнов, сочинивший это письмо и зачитавший его с амвона, выставку «–усский поп-арт» тоже не видел. Ќо он получил в юности искусствоведческое образование и не мог не понимать, что дезинформирует свою паству. »менно с этого эпизода ведет отсчет политика –ѕ÷ по диффамации современного искусства, которую € называю намерено недобросовестной интерпретацией, направленной на разжигание вражды и на стравливание светской и конфессиональной культур.
ƒиректор устно распор€дилс€ работу сн€ть. я просил письменный приказ. ћне грубо велели приступить к исполнению. ¬ зале никого не было. я толстым фломастером обвел на стене периметр произведени€. ѕолучилась черна€ рамка вокруг пустого гвоздика с вис€щей р€дом этикеткой-экспликацией. ¬ таком виде это первое свидетельство наступающей православной цензуры просуществовало до закрыти€ выставки.
ќб этом эпизоде € вспомнил в феврале 2007 года в разгар монтажа в √“√ следующей «эпохальной» выставки, посв€щенной течению «—оц-арт».
ќхранники позвали мен€ вниз. ќколо кафе ждал худой высокий человек, несколько напоминающий скульптуру ƒжакометти.
ћ€гкое рукопожатие: «—амодуров, директор выставочного центра имени јндре€ —ахарова». ¬ ћоскве тогда готовилось открытие ¬торой биеннале современного искусства. ћо€ выставка «—оц-арт – политическое искусство в –оссии» входила в программу этого фестивал€. ј —ахаровский центр не был приглашен к участию. Ќо его директору хотелось хот€ бы неофициально приобщитьс€ к событию, ибо в отличие от своих коллег-правозащитников ёрий ¬адимович испытывал большую т€гу к современному искусству. я поначалу ответил отказом, но потом сообразил, что тема дл€ выставки все-таки имеетс€. Ќаверху Ћебедева и √ородкова продолжали убирать в запасник произведени€, выставленные в залах к развеске. ”несли —ысоева, работы которого € с таким трудом добыл и привез из Ѕерлина. Ўли дебаты вокруг «Ёры милосерди€ (целующихс€ милиционеров)» группы «—иние носы». «¬ешайте, но даже не надейтесь! - выкрикивала Ћебедева, - ”видите, директор все равно заставит сн€ть». ” нас собралась прилична€ кучка отвергнутого. я вспомнил про «»кону-икра» и другие сн€тые работы с «–усского поп-арта». ¬спомнилось также, что в последние мес€цы участились случаи сн€ти€ работ руками администрации других залов и музеев. —лово «цензура» вновь замелькало в разговорах коллег.
 ѕозвонил —амодурову. ќн немедленно согласилс€. 3 марта 2007 года мы с ним открыли выставку ««апретное искусство-2006». ќдним из главных ее экспонатов была «»кона –икра».